Amway (сокр. от англ. American Way of Life — «американский образ жизни») — компания в США, входящая с 2000 года в корпорацию Alticor. Компания занимается сбытом средств личной гигиены, бытовой химии, косметических средств, биологически активных добавок к пище и др. Для продвижения товаров используются технологии прямых продаж и сетевого маркетинга с многоуровневой системой компенсаций.
История
1959 — Ричард ДеВос и Джей Ван Андел создают Amway Sales Corporation и Amway Services Corporation[2]. Первым товаром, продажу которого наладили партнёры, стало многофункциональное жидкое чистящее средство «L.O.C.».
1959 — через компанию JaRi Ричард ДеВос и и Джей Ван Андел приобретают «Eckle Company» — производителя L.O.C. (прежнее название «Frisk»), переводят компанию в Эйду, штат Мичиган (англ.) и переименовывают её в Amway Manufacturing Company
1962 — открытие первого зарубежного филиала (Канада)
1963 — в ноябре JaRi Corporation переименована в Amway Corporation
1964 — 1 января Amway Sales Corporation, Amway Service Corporation и Amway Manufacturing Corporation объединены в Amway
1971 — Открытие первого филиала Amway за пределами американского континента — в Австралии
1972 — Amway покупает контрольный пакет Nutrilite Products, Inc
1973 — открытие первого филиала в Европе — Великобритания и Республика Ирландия
1974 — открытие первого филиала в Азии — Гонконг (в настоящее время, Сянган — особый административный район КНР)
1979 — Федеральная Торговая Комиссия США (англ.) признала законность плана Amway по продажам и маркетингу
1989 — количество распространителей превысило 1 млн человек
1997 — количество распространителей превысило 3 млн человек
1997 — открытие первого филиала в Африке — ЮАР
1999 — 1 сентября на базе филиалов Amway в США и Канаде с использованием программного обеспечения Microsoft[5] создана интернет-компания Quixtar.
2000 — Amway вошла в состав вновь созданной материнской компании Alticor
2005 — 15 марта открыт филиал в России (ООО «Амвэй»)
2008 — в марте Amway открывает 58-й зарубежный филиал (Вьетнам)
2009 — завершен переход с бренда Quixtar на бренд Amway Global.
Продукция
На российском рынке представлена продукция Amway следующих направлений и брендов:
Уход за домом:
Уход за бельем: SA8;
Уход за домом: L.O.C., L.O.C. PLUS;
Мытье посуды: DISH DROPS;
Средства по уходу за автомобилем: Car Wash, Silicon Glase;
Красота:
Уход за кожей, декоративная косметика: ARTISTRY, Beautycycle;
Уход за волосами: SATINIQUE, PROTIQUE
Для мужчин:
Для бритья HYMM;
Туалетная вода Tolsom;
Уход за полостью рта: GLISTER;
Уход за телом: BODY SERIES;
Парфюмерная продукция AMWAY;
Биологически активные добавки к пище:
Nutrilite
Кухонная посуда и принадлежности iCook
Информация о продукции компании
Роспотребнадзор засвидетельствовал, что биологически активные добавки к пище Nutrilite, поставляемые в Россию, не содержат ГМО[14].
В январе 2009 года компания Amway отозвала около 530 тыс. батончиков Nutrilite energy bars и Amway XS energy bars в связи с тем, что Американская арахисовая корпорация — поставщик сырья (арахисовой пасты) — отозвала свою продукцию, так как она могла быть инфицирована сальмонеллой[15][16].
Принципы бизнеса
Бизнес Amway состоит в организации продаж товаров партнёрами компании[17],[18][19], называемых в России и Украине НПА (независимые предприниматели Амвэй) или AIE (Amway Independent Enterpreneur)[20], в некоторых странах IBO (Independent Business Owner, независимые владельцы бизнеса)[21], ABO(Amway Business Owner, владелец бизнеса Amway)[22], которые потребляют продукцию сами и осуществляют
продажи продукции конечным потребителям.
Продукцию, предлагаемую Amway, можно приобрести только с помощью НПА[23], продукцию Nutrilite в России в торговых центрах компании или в точке розничных продаж Nutrilite. В России НПА могут приобрести продукцию в торговых центрах компании, в точке розничных продаж Nutrilite, через сайт Amway (кроме продукции Nutrilite), заказать продукцию по телефону, факсу или отправив заказ по электронной почте[24]. В России посетители сайта могут заказать продукцию (кроме продукции Nutrilite) у НПА, зарегистрировавшись клиентом одного из НПА на сайте (требуется сообщение персональных данных). Покупатели могут заказывать продукцию у НПА с доставкой[25], компания организует доставку продукции для НПА по их заказам.
Для того чтобы стать НПА в России, необходимо приобрести обе части Двухуровневого Стартового набора Amway[26].
Стоимость Первого Стартового набора (не подлежит возврату) — 150 рублей, приобретается только у НПА, содержит необходимую литературу о бизнесе Amway и Договор НПА, первый экземпляр которого после заполнения сдается в Компанию для регистрации.
Стоимость Второго Стартового набора (подлежит возврату в течение года) — 1700 рублей, он может быть приобретён в одном из Торговых центров ООО «Амвэй», либо заказан через вышестоящего спонсора НПА, в том числе через сайт электронной коммерции. Второй Стартовый набор необходимо приобрести в течение 90 дней с момента регистрации — внесения Договора НПА в базу данных Компании[26].
НПА привлекает в бизнес новых людей, для которых он становится спонсором[26]. НПА не являются сотрудниками Amway[27]. Компания предоставляет возможность создания НПА международного бизнеса Amway[24]. В договорные обязательства НПА входят правила ведения бизнеса и деловой этики[28]. НПА не имеют обязательств по минимальным объёмам закупок или достижению каких-либо уровней продаж.[29].
Компания Amway обеспечивает добровольную гарантию качества: покупатель может вернуть товар в срок от 90 дней с момента приобретения, если не удовлетворён качеством, и получить его стоимость, в том числе при частичном использовании[30].
Стимулирование расширения продаж осуществляется при помощи «Плана Amway по продажам и маркетингу» (далее План).
В Плане используются следующие обозначения[31]: Баллы (PV) — численное значение, установленное для продукта и определяющее размер различных вознаграждений в виде процента от оборота. Величина оборота (BV) — это присваиваемая продукту денежная величина, на основе которой определяется сумма вознаграждения НПА. С 15 марта 2010 года PV/BV в России соответствует 48 рублям. Этот курс может изменяться Amway.
Планом предусмотрены:
Вознаграждение за личный оборот: Amway выплачивает НПА вознаграждение, исходя из объёмов продаж клиентам.
Вознаграждение за оборот группы: НПА может получить дополнительное вознаграждение на основании дополнительных баллов, полученных за объёмы продаж, сделанных другими людьми, которых НПА представили или спонсировали в Amway. Эти люди составляют «группу» или «нижестоящую Ветвь». Выплата дополнительного вознаграждения не влияет на вознаграждение, выплачиваемое «группе», или «нижестоящей Ветви».
План не предусматривает вознаграждения просто за привлечение других людей[18]. Вознаграждения в денежном выражении выплачиваются НПА, зарегистрированным в налоговых органах; не зарегистрированным предоставляются дополнительные скидки, средства на которые в размере вознаграждения зачисляются на специальный «скидочный» счёт, открываемый компанией для НПА, и не подлежат обналичиванию.
Согласно данным, опубликованным в Times, в Великобритании и Ирландии 101 (0,25 %) из 39000 НПА получали 75 % всех бонусов[32]. В России НПА уровня «платиновых» и выше — 0,46 % от общего числа НПА[33]. В 2005 году в США и Канаде число НПА Quixtar уровня «платиновых» и выше — 0,24 % от всего количества НПА[34].
Критика
Религиоведом и социологом Дэвидом Бромли высказано мнение, будто бы Amway представляет собой «квазирелигиозную корпорацию», которой присущи черты секты[35][36]. Amway считает подобные мнения заблуждением[37].
28 июля 1982 суд округа Милуоки, штат Висконсин рассмотрел дело № 589806 против Amway Corporation и четверых прямых дистрибьюторов Amway (англ. Amway Direct Distributors)[38]. Штат Висконсин (в лице уполномоченного Брюса Крэйга) обвинил дистрибьюторов в распространении информации о не соответствующих действительности, преувеличенных доходах, а также в сокрытии характера предлагаемой деятельности как участия в бизнесе Amway при проведении рекрутинговых мероприятий. По данным представленного в суде анализа деятельности прямых дистрибьюторов в период с 1979 по 1980 год «чистый годовой доход (англ. annual net incoming) 139 прямых дистрибьюторов (менее 1 % от общего числа IBO в штате) на самом деле является чистым годовым убытком (net loss) в $918». На рекрутинговых встречах
ответчики сообщали о наличии возможности достижения годового дохода в $12000 за период 3-9 месяцев при занятости 6-12 часов в неделю при показанном в анализе среднегодовом доходе НПА в штате $267. В суде рассматривалось высказывание одного из ответчиков на открытой встрече 27 августа 1980,[38]: «Когда вы приглашаете людей, не говорите им слишком много. Идея продуктов может отпугнуть некоторых людей. Не упоминайте Продажи, Amway, Продукцию», как рекомендация сокрытия цели встречи.
Согласно судебному решению 1979 года компания Amway обязана сообщать данные о доходах IBO[39] либо в виде среднего дохода, либо указывая процент IBO, достигших доходов выше средних. По данным Quixtar, в 2006 году доход «активного» IBO в США и Канаде (Amway относит к ним 66 % общего числа IBO этих стран) до уплаты налогов и без учёта расходов составил $115.[40]
В Великобритании и Ирландии доходы ABO в 2008 году составили